Юлия Ротман

15.03.2023 By Редактор Глянцевый журнал Off

Маркетолог, владелец консалтинговой компании «Begin Capital»,

спикер конференций, автор статей портала ВТБ «Ближе к Делу»,

один из авторов telegram-канала «Все запущено»

 

– Вы проходили обучение в Нью-Йорке, Лондоне, Эдинбурге, Москве… И это еще не весь список! Чем обосновано такое большое желание развиваться не только на российских платформах?

Маркетинг и продажи как сфера за рубежом начали развиваться гораздо раньше, чем в России. Когда я получала MBA в 2014 году, в Москве не было глубокой программы по маркетингу. Сегодня многое изменилось, и я учусь, в том числе, и в России. Могу рекомендовать программы Сколково и интенсивы Британки.

В сфере консалтинга без постоянного обновления знаний не получится – меняются подходы и инструменты, нужно держать руку на пульсе, чтобы эффективно работать с запросами клиентов. Но так как клиенты у меня не только в России, то прокачивать язык и знать обо всех трендах, в том числе за рубежом, мне тоже необходимо.

 

– Какие главные отличия вы можете выделить у нашего и зарубежного образования? Сильно ли разнятся системы?

У современных школ в России (в том же Сколково) процесс обучения ничуть не уступает зарубежным школам. Но если сравнивать классическое университетское образование, то отличие, в первую очередь, в характере знаний. В России больше теории, в Европе и США сразу практика от профессионалов своего направления и стажировка в реальном бизнесе. Теория, конечно, есть, но она на совести студента. Тебе дают список из 50 книг, которые рекомендуют прочесть: если тебе это нужно, ты читаешь и получаешь теоретический базис, если нет – заставлять не будут. В любой профессии очень важна практика. Можно прослушать тысячи часов лекций, но совершенно ничему не научиться.

 

– Вы в маркетинге уже более 15 лет! Когда вы поняли, что это дело вам по душе?

Я начала работать еще на I курсе университета. Сразу поняла, что это мое. Многие ограничивают маркетинг банальной рекламой и продажами, но эта сфера намного шире и интереснее. Это и экономика компании (любой маркетинг должен быть построен через призму денег, а не творчества),  и социология (потому что без этих навыков невозможно изучать целевую аудиторию). Работая с разными сферами, ты никогда не перегораешь, потому что каждый новый проект – это новый опыт.

Если вы хотите работать в маркетинге, потому что это что-то творческое, как в «99 франков» Бегбедера, то копните глубже. Нужно любить постоянно развиваться, много читать и анализировать, погружаться в статистику и специфику сферы, чтобы во всем разбираться. Маркетинг – это интересно, но еще и сложно. Нужно быть готовым.

 

– Вы являетесь владельцем собственной консалтинговой компании. Это, безусловно, очень тяжелый труд! Как вы поняли, что хотите создать свою компанию? Какие были сложности и опасения?

Я работала по найму и в госструктурах, затем сама на себя, без команды. Но проекты начали расти – так появилось агентство. Уровень ответственности рос постепенно. Самый тяжелый момент, наверное, когда приходится прощаться с сотрудниками или «отпускать из гнезда», когда члены твоей команды перерастают должность и уходят в самостоятельное плавание. Агентству более 10 лет, и я с радостью смотрю на своих бывших сотрудников – они работают в крупнейших брендинговых агентствах или открывают свои компании.

Сегодня у нас небольшая команда из 18 человек. Мы, скорее, бутиковое агентство, которое очень чутко и индивидуально подходит к каждому клиенту. Поэтому сильного стресса я не испытываю – у меня отличный тыл и несколько удачно пережитых кризисов, кстати.

 

– Как вы думаете, какое главное качество должно быть у молодого предпринимателя, чтобы добиться больших высот?

Есть очень точная фраза: «успех определяет не то, сколько раз ты упал, а то, что ты поднялся на один раз больше». В первую очередь – это терпение, умение быстро тестировать идеи и гипотезы и иметь внутреннюю волю попрощаться с идеей, если она не приносит прибыли. И начать снова.

Ко мне приходят предприниматели, которые относятся к бизнесу, как к ребенку. По всем объективным показателям бизнес в тупике или продукт уже морально устарел и не продается. Но предприниматель не хочет этого видеть и упорно продолжает жать на те же клавиши в надежде услышать новую мелодию.

Кроме того, важно умение «покупать» чужой опыт. Быстрее добиваются успеха те, кто привлекает узких специалистов, а не проходит весь путь самостоятельно. Часто на старте бизнеса предприниматели экономят на команде и маркетинге: «заработаем денег – наймем хороших». Но, к сожалению, слабые специалисты и отсутствие бюджета на привлечение хорошего консалтинга, тестирование гипотез или банальный трафик могут загубить идею бизнеса на корню. Важно уметь анализировать ситуацию в мире, на рынке и в своей компании. Ну и смелость, разумеется. Без риска и шампанского потом не выпьешь.

 

– Как вы успеваете совмещать все виды вашей деятельности? Ведь помимо своей компании, вы также спикер, автор статей и телеграм-канала.

А еще я соучредитель в нескольких бизнесах своих клиентов и даже в деревообрабатывающем заводе. Если ты веришь в продукт и чей-то бизнес, то глупо в него не инвестировать. Я вас успокою: как любой нормальный человек, я ничего не успеваю. Точнее, успеваю очень много, но не все, чем хочется заниматься. Хороший ассистент и команда спасают. У нашего телеграм-канала «Все запущено» есть своя мини-редакция, на консультациях я часто могу уступить место своим сотрудникам, потому что каждый из них – профессионал в своем деле. А остальное – это тщательное планирование. При хорошем тайм-менеджменте и правильном делегировании можно и спорт в свой график вписать, и театр, и даже отпуск. Шучу, конечно, не забывать отдыхать – очень важно.