НАТАЛЬЯ ЛИФИНЦЕВА

19.12.2023 By Редактор Глянцевый журнал Off
  •  Сертифицированный бизнес-коуч по стандартам ICF

Скромность в бизнесе: преимущество или приговор?

Скромность и бизнес – казалось бы, что общего между этими словами?

Почему в данной статье они стоят рядом? Прихоть автора или все же есть взаимосвязь? Давайте разбираться.

В словарях скромность определяется как невзыскательность, умеренность во всех требованиях, равнодушие к богатству и роскоши, нестремление первенствовать, показывать себя.

Применительно к человеку вроде бы все понятно. Но как бизнес может быть равнодушным к богатству или нехвастливым? Может, если рассматривать бизнес как продолжение нервной системы предпринимателя. Эта корреляция особенно заметна, если бизнес тесно связан с личностью его создателя и владельца.

В данной статье не рассматривается ситуация, когда направление бизнеса настолько уникально и востребовано, что стиль поведения самого предпринимателя не имеет значения для успешного развития этого бизнеса. В качестве примера предлагается использовать эксперта (допустим, маркетолога или риэлтора), основавшего собственное агентство, в котором, помимо эксперта-собственника бизнеса, есть только личный помощник и бухгалтер.

В данном случае именно на владельца агентства ложится основная задача по продвижению бизнеса и привлечению клиентов. Что же произойдет, если владелец окажется прекрасным специалистом, но скромным и нерешительным человеком? Ведь присущие ему поведенческие паттерны будут транслироваться им и в деловой среде. С какими же проблемами могут столкнуться предприниматель и его бизнес в этом случае?

Прежде всего, это риск упущенных возможностей.

Скромный предприниматель плохо подходит на роль активного бизнес-лидера. Продвижению идей, продуктов или услуг будет препятствовать страх показаться слишком самоуверенным или агрессивным. Скромность и нерешительность в деловой среде с большой долей вероятности будут расценены как слабость. А это может привести к упущению ценных возможностей для роста и развития бизнеса.

В качестве рекомендации такому предпринимателю можно порекомендовать развивать уверенность в себе и в своем продукте. А также убедиться в том, что на вербальном и невербальном уровнях транслируемый сигнал совпадает с тем, что планировалось транслировать. Иначе неуверенный от волнения тон голоса может быть воспринят потенциальными партнерами как неуверенность в своем продукте или в своей компетенции.

Скромность в бизнесе, страх или нежелание быть в центре внимания также чреваты отсутствием видимости. Если вы не говорите громко и часто о своем продукте, о его конкурентных преимуществах, о своей экспертизе, то рынок не будет знать о вас и о возможностях, связанных с вашим бизнесом. Соответственно, вы можете лишиться потенциальных клиентов или деловых партнеров, перспективных коллабораций.

Чтобы этого избежать, проявляйте активность в разных сообществах, которые есть в вашей отрасли посредством участия в мероприятиях, публикаций, выступлений, присутствия в социальных сетях и т.п. Помните о том, что видимость и проявленность руководителя влияют на успех его бизнеса. Выберите на начальном этапе тот способ проявления себя, своих компетенций и своего бизнеса, который вам наиболее комфортен.

Отсутствие видимости в бизнес-среде, в свою очередь, влечет невозможность построения сильного личного бренда. Ведь ключевым аспектом личного бренда является то, как вас воспринимают другие люди, включая ваш внешний вид, манеру общения, голос, поступки и т.д.

Поскольку сейчас личный бренд позволяет выделиться на общем фоне и обеспечить дополнительные преимущества в бизнесе, то его правильному формированию и развитию стоит уделить особое внимание.

Скромность предпринимателя может приводить и к сложностям в коммуникации – как с сотрудниками, так и с деловыми партнерами. Отсутствие ясных и четких указаний и распоряжений в отношениях с сотрудниками способно вызвать недопонимание внутри коллектива и привести к неправильным действиям и решениям. Если же скромность сопровождается еще и неумением мотивировать команду, то вряд ли эффективность работы такой команды будет высока. Помимо этого, авторитет руководителя, не способного внятно и уверенно формулировать задачи и общаться с сотрудниками, будет весьма спорен.

Что касается отношений с деловыми партнерами, то тут скромность может быть расценена как признак слабости и неуверенности, как стремление избегать конфронтации. Как следствие, могут навязываться невыгодные условия сотрудничества, не учитываться интересы соответствующей стороны или не соблюдаться договоренности.

И, наконец, скромность предпринимателя способна привести к ограничению роста бизнеса. Недостаток авторитета и видимости в деловой среде может помешать установлению стратегических партнерских отношений, привлечению инвесторов или ключевых клиентов.

Таким образом, излишняя скромность предпринимателя с большой долей вероятности будет отрицательно сказываться на перспективах развития бизнеса. Чтобы этого избежать, предпринимателю стоит найти для себя оптимальный баланс между скромностью, уверенностью и видимостью. Или, если это ему не удается, то рассмотреть вариант привлечения соответствующего наемного сотрудника для выполнения представительских функций.