НАТАЛЬЯ ЛИФИНЦЕВА

27.10.2023 By Редактор Глянцевый журнал Off

Бизнес-коуч, юрист, бизнес-коуч года по версии Top People Russia

 

«У нас так много дел, что даже нет времени на спокойный кофе»

 

– Вы решили кардинально изменить свою сферу деятельности! Как вы описали бы свой путь от корпоративного юриста к коучу?

Я довольно рано определилась с выбором профессии – уже в 13 лет знала, что хочу быть юристом. Мне нравилась моя профессия, ей я посвятила практически 20 лет. Практически сразу я обнаружила, что наибольшие сложности возникают из-за коммуникации. Кто-то недопонял, кто-то не уточнил, кому-то что-то показалось – и вот уже неправильные формулировки в договоре или напряженность в переговорах. Отдельная сложность заключалась в том, что в университете нас не учили правилам коммуникации. Да и никого особо не учили. Поэтому все общались, как умели. Однажды я обсуждала поправки в договоре с заведующим отделением (в то время я работала юристом в сфере здравоохранения). И в какой-то момент все пошло не так, мы перешли на повышенный тон и в итоге бросили трубки. При этом у нас обоих на тот момент была репутация адекватных специалистов. Через пару минут заведующий перезвонил, мы обсудили произошедшее и продолжили обсуждение договора. После этого инцидента я задумалась над тем, что можно было сделать иначе, чтобы избежать такой ситуации. Как мои слова, мои интонации звучали для постороннего человека, который не обладает юридическими знаниями и не понимает, для чего нужны те или иные формулировки? Донесла ли я то, что хотела? Что я могу в следующий раз сделать иначе? И я училась. Училась простым языком объяснять юридические конструкции и их необходимость. Не додумывать за человека, а спрашивать и уточнять. Училась подмечать эмоциональный фон, следить за интонациями. Результаты не заставили себя ждать: взаимодействие стало намного эффективнее. В какой-то момент я поняла, что вот эта деятельность по налаживанию эффективной коммуникации, по выяснению истинных намерений и потребностей, по поиску оптимального решения для меня важна и интересна. Да, в работе юриста крупной международной компании все это тоже есть, но не совсем в той форме и в том объеме, как мне хотелось бы. Я начала размышлять, где же могу найти работу с людьми в желаемом для меня формате. В какой-то момент наткнулась на коучинг (тогда я ничего о нем еще не знала) и он показался мне подходящим вариантом. Таковым он и оказался впоследствии.

 

– Можете поделиться интересной историей, которая подтолкнула вас к решению начать работать в сфере коучинга?

Как я уже сказала, мои знания о коучинге были почти нулевыми в тот момент, когда я наткнулась на этот термин. Конечно же, начала искать информацию – что это такое, какие требования, где обучают. Так я узнала о Международной Федерации Коучинга (ICF) и о школах с аккредитованными программами. Но юрист во мне все никак не успокаивался – хотелось поговорить с реальным человеком, который уже получил образование коуча. На тот момент я уже на 99% выбрала школу коучинга, в которую собиралась пойти учиться, и оплатила сессию с одной из выпускниц школы. Во время сессии я прямо рассказала о том, что тоже планирую учиться коучингу, но у меня есть некие сомнения по поводу «серьезности» и «реальности» этой профессии. И что буду благодарна, если она, как практикующий коуч, сможет ответить на мои вопросы. В процессе беседы выяснилось, что моя собеседница тоже юрист и что все мои сомнения ей понятны, у нее были аналогичные в свое время. В итоге я получила интересующую меня информацию и через пару дней оплатила обучение.

 

– Что для вас олицетворяет идея «выйти из режима «белка в колесе»»? Какие практические шаги помогают вам помочь клиентам достичь этого?

Для меня «белка в колесе» означает режим бесконечного движения на автопилоте. Когда у нас так много дел, что даже нет времени на спокойный кофе. Когда жизнь превращается в игру «Тетрис» – дела падают бесконечным потоком все быстрее, а ты стараешься успеть их распределить, чтобы не создавать беспорядка. Для начала, я предлагаю использовать матрицу Эйзенхауэра – метод тайм-менеджмента, который поможет определить приоритеты и не тратить время на ненужные вещи. Для этого нужно разделить все дела на категории: «важное и срочное», «неважное и срочное», «важное и несрочное», «неважное и несрочное». Уже на этом этапе станет понятно, что делать дальше. Еще одна рекомендация – делегировать задачи смелее! Это поможет достичь нужного результата и сохранить ваше время и энергию. Если вы по какой-то причине боитесь делегировать (стесняетесь попросить, боитесь отказа или потери контроля), то я могу помочь вам справиться с этим.

 

– Как вы находите баланс между работой коуча и личной жизнью? Какие принципы помогают вам поддерживать собственный путь к счастью и свободе?

Здесь не обойтись без планирования и делегирования, иначе не будет достигнут баланс. Обязательно нужно иметь хотя бы один выходной день. За годы работы в найме я привыкла к тому, что «понедельник – день тяжелый», поэтому сейчас стараюсь делать свои понедельники максимально свободными. Что касается следования своему пути, то мне помогает четкое понимание того, что это именно мой путь. Я сама его выбрала и готова двигаться по нему, несмотря на трудности. Второй важный момент – это мое разнообразное и поддерживающее окружение. Независимо от того, как сильно я люблю свою работу и насколько важны для меня мои ценности, одному трудно.

 

– Какие советы вы бы дали тем, кто сейчас стоит перед выбором изменения своей карьеры, так же как и вы?

Для начала рекомендую задуматься над тем, чего вы хотите. Часто мы начинаем перечислять то, чего мы НЕ хотим, но не знаем, чего именно хотим. Это происходит потому, что мы не привыкли заглядывать внутрь себя и размышлять о своих желаниях. Не секрет, что многие выбирают профессию под влиянием родителей или потому, что она кажется проще. Сейчас самое время взять ответственность на себя и исследовать свои желания и амбиции. Иногда нам удобно переложить ответственность на других – «это плохой коллектив, меня не понимают», «начальник меня игнорирует», «мне не дают возможности развиваться» и т.д. Из-за этого мы начинаем искать работу мечты в другом месте.

Предлагаю остановиться и задать себе вопрос: «Что я сделал(а), чтобы изменить ситуацию на текущем месте работы?». В чем именно проблемы с коллегами и что ВЫ можете сделать для улучшения общения? Знает ли руководство о том, как вы хотите развиваться? Насколько ясно и понятно вы излагаете свои мысли? Часто мы забываем, что люди не могут и не должны читать наши мысли.