
МИХАИЛ КИРИЛЕНКО
14.07.2024- Звукорежиссер
«Сегодня трудно удивить каким-либо жанром»
– Михаил, расскажите о своем пути к звукорежиссуре. Как вы решили связать свою жизнь с этой профессией?
Звукорежиссурой я занимаюсь достаточно давно: изначально в рамках группы, где я был гитаристом, а затем самостоятельно. Я всегда любил качественный звук, и когда начал узнавать о пост-продакшене (сведении, мастеринге), то очень этим заинтересовался и начал осваивать. Сначала я записывал и делал сведение для группы, в которой играл («Giant Waves»), а позже ко мне начали обращаться и другие исполнители. Так, со временем, я освоил профессию и продолжал развиваться в ней.
– С какими музыкальными жанрами вам наиболее интересно работать? Есть ли какой-то жанр, который стал для вас неожиданным открытием?
Я придерживаюсь точки зрения, что микс- и мастеринг-инженер может работать с любыми жанрами. Поэтому мне интересно работать с самыми разными стилями, но чаще всего я занимаюсь поп-музыкой, а также инди и рок-исполнителями. Знаю, что в этом вопросе существуют разногласия: например, есть мнение, что микс-инженер может быть наиболее эффективен, если он специализируется в одном жанре и работает исключительно в нем. В этом тоже есть своя логика и правда. В любом случае каждый выстраивает процесс работы так, как ему ближе.
Сегодня трудно удивить каким-либо жанром. Музыка, по сути, повторяет определенные циклы. Сейчас, например, вновь появляется интерес к звучанию 80-х, 90-х и 00-х годов. Причем 80-е уже переживают свое второе или третье возрождение. Еще одна тенденция современной музыки – это либо ее явная эклектичность, либо, наоборот, аутентичность. Даже если продюсеры хотят воспроизвести ретро-звучание, например, 60-х годов, в этом звуке все равно будет присутствовать какой-то современный элемент. Например, в песне Эми Уайнхаус «Rehab» используется современный сэмпл бочки, который придает звуку больше низких частот, чего не могло быть в таком виде в 60-х. Таких примеров можно привести очень много.
– Какова ваша философия звукорежиссуры? Что вы считаете главным в процессе создания качественного звука?
Если говорить о некоей философии звукорежиссуры, то главным является, конечно, сама песня и музыка. Следующий важный этап – это аранжировка. Далее следуют качественная запись, сведение и мастеринг. Некачественная работа на любом из этих этапов может испортить конечный материал. Например, если у вас есть хорошая песня, но плохая аранжировка, то никакое хорошее сведение и мастеринг не помогут. Более того, каждый последующий этап зависит от предыдущего. Итак, в основе – сочиненная песня, это самое первое. На каждом этапе очень сложно исправить ошибки предыдущего. Например, если неверное сведение, то мастеринг это не исправит, придется возвращаться назад. Зачастую мировые хиты проходят все эти этапы по несколько раз, постоянно возвращаясь либо к аранжировке, либо к композиции. (Примером может служить процесс создания песен группой U2).
– Каково это – работать с артистами из разных стран и культур, например, с американским исполнителем Ex-habit? Какие особенности вы отмечаете в их подходе к музыке?
Работать с артистами из разных стран очень интересно, это, безусловно, развивает и обогащает опыт звукорежиссера. Что касается каких-то особенностей, то я считаю, что в нашу эпоху интернета и современных технологий их остается все меньше. Если раньше существовали какие-то особые техники сведения, характерные для разных стран или культурных центров звукозаписи, например, нью-йоркская или лондонская школы компрессии, то сейчас это доступно всем. Очень сложно найти какие-либо неизвестные техники или методики, в этом плане все более-менее универсализировалось. Многие исполнители хотят найти какой-то свой уникальный музыкальный элемент, почерк, чтобы быть узнаваемыми среди других.
– Ваш Ютуб-канал «Михаил Кириленко» состоит из множества рубрик, включая интервью и обучающие ролики. Какой контент, по вашему мнению, наиболее полезен для начинающих звукорежиссеров?
По сути, почти весь (если не весь) контент на моем канале может быть полезен начинающим звукорежиссерам. Канал в своей основе является образовательным. В нем очень много обучающих роликов, в которых я раскрываю важные аспекты современного сведения и мастеринга. Идея была создать такой канал, куда можно зайти и узнать все о звукорежиссуре, по сути, «от А до Я». Этому способствуют и другие рубрики, например, интервью с самыми выдающимися российскими звукорежиссерами, а также разборы сведения и мастеринга знаменитых артистов. Я забочусь о том, чтобы сделать канал более интересным и информативным; элемент развлечения тоже должен присутствовать. Плюс на канале время от времени появляются новые рубрики. Например, недавно мы с моим братом Константином Кириленко записали серию роликов об аранжировке и сонграйтинге. Мой брат – профессиональный музыкант, у него, кстати, тоже есть свой YouTube-канал, посвященный бас-гитаре, и он очень хорошо знает теорию музыки. Мы вместе работаем над некоторыми проектами: брат делает аранжировку, я – сведение и мастеринг. Также он сочиняет песни, которые мы предлагаем и продаем артистам. Все это представлено на канале в том или ином виде. Иногда это обучающие ролики, иногда презентация новых песен.
– С таким богатым опытом и множеством успешных проектов, что вы считаете своим главным профессиональным достижением?
Главное, наверное, в том, что удалось создать интересный канал, где многие звукорежиссеры, музыканты и представители других творческих профессий могут найти для себя что-то полезное и увлекательное. Я рад, что удалось поработать с очень интересными артистами, и со многими из них сотрудничество продолжается до сих пор. Надеюсь, что звукорежиссура, а также сонграйтинг и аранжировка в России (и во всем мире) будут и дальше развиваться.