Андрей Соболев
11.01.2025- Режиссер-клипмейкер
- Основатель «Power of Media» production
- Продюсер «L Di8 Music»
- Выпускник ВГИК, МИТРО
- Лауреат Каннского кинофестиваля
- Педагог школы «КЛИПМЕЙКЕР» и киношколы «Фабрика кино»
– Ваш короткометражный фильм «109 лет. Как минимум» экспериментален. Что вас вдохновило на этот эксперимент?
Оксана Почепа, которую все мы знаем и любим как Акулу, исполнительницу хитов «Кислотный DJ», «Мало», «Такая любовь», стала главной героиней фильма «109 лет. Как минимум», моей курсовой работы во ВГИКе. Именно опыт работы с Оксаной вдохновил меня на создание такого фильма. К моменту, когда мне предстояло снимать курсовую работу, мы с Оксаной уже успели снять два музыкальных клипа – «Пополам» и «Ушла в рассвет», в съемках которых, кстати, приняли участие Макс Орлов и Кирилл Андреев.
Моя идея заключалась в том, чтобы особым режиссерским способом показать зрителю Оксану такой, какой знаю ее я. Я много раз видел ее на сцене, за кулисами, в гримерке, в офисе, в различных рабочих ситуациях. И моя задумка состояла в том, чтобы два наших клипа вошли составной частью фильма. Это была кропотливая работа по созданию музыкального фильма-портрета, используя такие визуальные формы, как клип, интервью, концерт, лайф, бэкстейдж, а также сочетание разговорной речи с пением.
Когда я написал сценарий и защищал его во ВГИКе, мой мастер Максим Юрьевич Иванников, выдающийся педагог и режиссер телевидения, поддержал все мои идеи без редактуры. В процессе работы, на одном из просмотров промежуточного варианта монтажа, он предложил название, цитирующее саму Оксану, – «109 лет. Как минимум».
Успех картины на показе, полный кинозал зрителей, высокая оценка творческого жюри и, конечно, телевизионный эфир – все это стало плодами нашего многолетнего творческого союза с Оксаной Почепой и ее продюсером Дмитрием Архангельским. Время показало, что этот фильм, как хорошее вино, с годами становится только ценнее. Сегодня, пересматривая его, я могу сказать, что горжусь этой творческой коллаборацией и результатом нашего труда!
– Каково было ваше первое впечатление от работы с Оксаной Почепой, и как оно изменилось со временем?
Мое сотрудничество с Оксаной Почепой началось в 2012 году со съемок клипа «Пополам», который мы сняли в стенах ВГИКа. Позже, в 2014 году, мы сняли еще один клип – «Ушла в рассвет» и фильм «109 лет. Как минимум», который стал моей студенческой курсовой работой. После этого в нашем творческом союзе была пауза.
Разбирая архивы видеоматериалов в 2020 году, в период пандемии, я нашел уникальные фрагменты интервью Оксаны, снятого мной. В нем она рассказывает историю о том, как Сергей Жуков и Алексей Потехин придумали название проекта «Акула». Из этого и некоторых других видеофрагментов на монтажном столе родился клип «Те, кто меня. Histrionic remix», который мы с продюсером Дмитрием Архангельским выпустили на всех цифровых платформах.
В начале 2024 года Оксана обратилась ко мне с задачей снять дуэтный клип с DJ Dimixer на песню «На такси».
Мое первоначальное впечатление об Оксане Почепе было как об артистке с большой буквы: потрясающе талантливой, обаятельной, красивой и харизматичной личности. Я много раз посещал ее выступления, видел, как она готовится к выходу на сцену, как справляется с плотным гастрольным графиком, и всегда восхищался ею. Достаточно просто посмотреть наш фильм «109 лет. Как минимум», чтобы понять, о чем я говорю.
У Оксаны есть уникальное качество: когда камера снимает крупный план, она умеет так проникновенно смотреть в объектив, что зрителю кажется, будто она смотрит прямо на него. Во время работы над фильмом, глядя на режиссерский монитор или занимаясь монтажом, я понимал, что имею дело с настоящим, опытным артистом. По моему мнению, Оксана – артистка мирового значения с безграничным потенциалом.
Встретившись на съемочной площадке спустя 10 лет, я убедился, что был прав. И теперь мы снова работаем вместе – артист и режиссер!
– Как вы поддерживаете баланс между коммерческой и творческой сторонами вашей работы?
Кино и теле-контент – это очень затратное производство. Да, мы занимаемся творчеством, но за этим стоят значительные расходы: гонорары специалистов, аренда техники, декорации, костюмы… Очень сложно браться за проекты с недостаточным финансированием. Это зачастую неблагодарное занятие. Почему? Например, в мире музыкальных клипов бюджет иногда настолько ограничен, что хватает лишь на оплату режиссерского гонорара. И тут я провожу аналогию с дирижером: как ему добиться красивого симфонического звучания без оркестра?
Приглашая профессионального режиссера с опытом и успешными кейсами, такого как я, заказчики должны понимать, что для реализации проекта нужна команда лучших специалистов: актеров, операторов, стилистов, гримеров, сет-дизайнеров и других. Почему? Потому что простые идеи может снять каждый – достаточно смартфона и формата коротких вертикальных видео. Но режиссер способен создать что-то действительно уникальное: клип, снятый «на Марсе», «под водой» или «в начале XX века». Это требует профессионального подхода, сильной команды и серьезных ресурсов.
Простой пример: сегодня многие могут снять своими силами обзоры, распаковки, интервью или музыкальные сниппеты. Но это, по сути, документалистика. Хотя и в этом есть творчество, это несложное постановочное действие, не требующее масштабной подготовки. А если задача усложняется, например, нужно снять в жанре вестерн, хоррор или фэнтези, поставить сцены с погоней на лошадях, дракой на световых мечах или фехтованием в невесомости, без профессионального режиссера и сильной команды не обойтись.
Резюмируя, могу сказать, что идеальный баланс между творчеством и коммерцией достигается за счет разумного распределения ресурсов. Необходимо финансирование для реализации яркой задумки, но при этом любая идея должна быть оправдана поставленной задачей.
– Что, на ваш взгляд, делает фильм «109 лет. Как минимум» уникальным в сравнении с другими работами в вашей карьере?
Прежде всего, жанр. В процессе работы мы поняли, что, вероятно, это mockumentary, хотя фильм объединяет элементы музыкального кино, биографии, концерта, интервью, музыкального клипа и телепрограммы. При этом он остается целостным произведением с глубоким послевкусием, несмотря на короткий формат.
Уникальность фильма заключается в том, что он – мое личное впечатление от знакомства с выдающимся артистом Оксаной Почепой. Я показал ее такой, какой вижу сам, собрав повествовательное полотно из, казалось бы, разрозненных кадров и фрагментов, где образы переплетаются с действиями, песни – с историями.
Абсолютно уверен, что если потребуется повторить подобный формат, я не смогу снять такой же фильм для другого артиста. Это будет совершенно иное произведение, с другой музыкой, другим характером и другим впечатлением.
– Как вы выбираете подход к визуализации своих идей?
Для меня визуализация идеи – это мое ощущение, которое я пропускаю через собственный опыт: художника, певца, режиссера, автора. Это также те люди в составе съемочной группы, с которыми мы будем воплощать эту идею в реальность. Это тренды, веяния моды, запросы зрителей, попадание в целевую аудиторию, которым нужно соответствовать. Все это основано на моем образовании, воспитании и мировоззрении.
Самое важное – собрать из мелких частиц общую концепцию и зафиксировать ее. Для меня лучший способ сделать это – создать режиссерский сценарий. Это документ, в котором можно подробно изложить свое видение в текстовой и графической форме, расписать задачи и этапы реализации, чтобы все было понятно коллегам и участникам творческого процесса.
– Какой совет вы могли бы дать начинающим режиссерам, мечтающим реализовать амбициозные проекты с ограниченным бюджетом?
Много раз желание реализовать проект превышало наши бюджетные возможности, но нам удавалось достичь результата. Я находил команду единомышленников, и вместе мы закрывали пробелы в смете, распределяли бюджет в пользу самых необходимых аспектов, а недостающее компенсировали другими средствами.
Мой совет – не отказываться от стоящей задумки, если есть шанс ее реализовать. Как говорится, «дорогу осилит идущий»!