АНДРЕЙ СОБОЛЕВ
12.11.2024- Режиссер-клипмейкер
- Основатель «Power of Media» production
- Продюсер «L Di8 Music»
- Лауреат Каннского кинофестиваля
- Педагог школы «КЛИПМЕЙКЕР» и киношколы «Фабрика кино»
– Андрей, расскажите, пожалуйста, о вашем пути в кинематографе. Как вы пришли к решению стать режиссером?
В 14 лет я попал в Артек, где проходил кинофестиваль фильмов для детей. По традиции фестиваля жюри конкурса формировалось из самих ребят, отдыхающих в лагере. Я решил попробовать себя и сходил на отборочный тур в детское жюри. Заданием было написать рецензию на фильм «Бедный бедный Павел». С этой задачей я справился, прошел отбор и попал в группу из 10 детей под руководством опытного наставника детского жюри – выдающегося советского кинорежиссера Исаака Семеновича Магитона. Целую неделю я ответственно смотрел множество фильмов, оценивал их по определенным критериям, участвовал в разборах и обсуждениях. К концу нашей работы, ближе к торжественной церемонии закрытия кинофестиваля, Исаак Семенович отметил меня и порекомендовал всерьез связать свою жизнь с миром кино, подготовиться и поступить во ВГИК. Его слова я воспринял серьезно, и в последующие школьные годы всеми возможными способами готовился к поступлению в этот вуз.
На пути подготовки я освоил множество прикладных навыков, таких как сценарист, оператор, журналист, телеведущий, режиссер монтажа и выпускающий редактор. Также я развивал актерское мастерство и вокальные навыки. Мне удалось не только изучать теорию, но и сразу применять ее на практике. Вместе с товарищем мы запустили собственную авторскую телевизионную программу «Выбор за вами», которая регулярно выходила в эфир на нескольких телеканалах. Таким образом, я аккумулировал теоретические и практические знания на пути к поступлению в серьезный столичный вуз – ВГИК. Поступить в этот институт мне удалось с первого раза, и именно на тот факультет, о котором я мечтал – режиссура телевизионных программ. Стоит отметить, что в год моего поступления из жизни ушел Исаак Семенович, и отчасти именно в его память я отношусь с таким уважением к своей профессии, ценя его веру в мои способности.
– Какие работы или события оказали на вас наибольшее влияние в начале вашей карьеры?
К моменту поступления сразу в два вуза – ВГИК и МИТРО – в моем активе уже было несколько значимых проектов. Среди них был сезон авторской телевизионной программы «Выбор за вами», состоявший из сотен телерепортажей, и несколько десятков рекламных роликов. Учеба в Москве открыла для меня мир серьезных кино- и телепроектов, и мне хотелось не только освоить профессию, но и сделать свои собственные уверенные шаги. Так я пришел к созданию рекламно-клипового продакшена «Power of Media», куда мне удалось собрать команду опытных специалистов.
Меня окружали выдающиеся мастера, педагоги и команда единомышленников, что привело к созданию ярких проектов. Это были музыкальные клипы для таких артистов, как Акула, Эльвира-Т, DJ Chris Parker, Клава Кока, Витольд Петровский, группа Чи-Ли и других. Эти клипы выходили в ротацию на музыкальных телеканалах и занимали лидирующие места в хит-парадах. Параллельно работе в шоу-бизнесе мы реализовывали проекты в сфере телевизионной рекламы. Наш продакшн начал сотрудничество с крупнейшими рекламными агентствами столицы, создавая телевизионные рекламные ролики для фармацевтических, девелоперских и табачных брендов, а также для некоторых государственных компаний.
– Ваши фильмы часто удостаиваются наград на фестивалях. Какое значение для вас имеют эти признания?
Могу сказать, что на данный момент в моей фильмографии четыре игровых фильма – короткометражные картины. Среди них особенно значимой работой для меня остается «Правда Саманты Смит» – фильм, основанный на реальных исторических событиях, со звездным актерским составом, снятый в качестве моего дипломного проекта во ВГИКе. С момента его выпуска, уже на протяжении многих лет, фильм собрал множество призов, наград, дипломов и благодарностей. Особый предмет моей гордости – номинация на Каннском кинофестивале. Этот фильм, можно сказать, «начал жить своей собственной жизнью». Я знаю о многих педагогических инициативах, связанных с его показом в образовательных учреждениях для детей и подростков в различных регионах. Каждый раз, когда меня приглашают на встречи со зрителями и обсуждения, я вижу, что снял этот фильм не зря. Вижу, что он важен, развивает мышление, призывает к честности, открытости, смелости. Размышляя над успехом этой картины, я понимаю, что обязан этим истории о поступке Саманты Смит и тому, с какой любовью я пропустил ее через свое режиссерское сердце.
– Как ВГИК повлиял на ваше творческое видение и подход к режиссуре?
Можно сказать, что оба вуза, в которых я получал образование по профессии режиссера телевизионных программ, наполнили меня теорией, насмотренностью, начитанностью и любовью к игровому и документальному кино, к телепрограммам. Каждый из моих педагогов – это выдающиеся люди, достойные отдельного большого разговора. Опыт каждого из них частично перешел и ко мне. Однако просто окончить профильный вуз в этой профессии недостаточно – учиться нужно всю жизнь, обращая внимание на коллег, как отечественных, так и зарубежных. Я много путешествовал по миру, знаком с культурой, образом жизни и религией в разных странах. Увидел множество грандиозных постановок в США, Великобритании, Китае, Японии, Арабских Эмиратах и странах Европейского Союза. Участвовал в проектах за рубежом, включая международные кинофестивали, модные показы и т.д. Ежедневно открываю для себя что-то новое, читаю, смотрю, изучаю. Все это наполняет меня разным опытом – опытом режиссера. Ведь режиссер – это не только человек с профессиональными навыками, но в большей степени человек с широким кругозором.
– Есть ли у вас ментор или кто-то, кто особенно повлиял на ваше развитие как режиссера?
Я благодарен каждому своему педагогу, среди которых такие мастера в сфере кино и телевидения, как мои мастера теле-режиссуры Максим Юрьевич Иванников и Виктория Леонидовна Трубникова, а также педагоги, чьи мастерские для меня были открыты: Сергей Александрович Соловьев, Владимир Валентинович Меньшов. Особая благодарность педагогу по истории религии и пресс-секретарю Патриарха Кирилла Владимиру Романовичу Легойде, педагогу по документалистике и президенту Гильдии документального кино России Сергею Валентиновичу Мирошниченко, выдающемуся кинооператору, мастеру ВГИКа Вадиму Ивановичу Юсову. Я рад, что имел возможность общения с такими гостями ВГИКа, как Артавазд Пелешян, Никита Михалков, Александр Любимов, Гарик Сукачев, Михаил Сегал. В моей памяти навсегда останутся кинематографисты, основатели кинофестиваля «АРТЕК» – Исаак Семенович Магитон, Олег Борисович Фиалко и Василий Семенович Лановой.
Отдельная благодарность Сергею Леонидовичу Шумакову, главному редактору телеканала «Культура», который разглядел мой потенциал на вступительных экзаменах, а также педагогу по основам журналистики Ольге Борисовне Любимовой, ныне Министру культуры Российской Федерации.
Каждый из этих людей, и многие другие, поделились со мной опытом, открыли новые горизонты, направили и вдохновили. Однако наибольшее влияние и поддержку я ощущаю со стороны своей семьи!
Уже несколько лет я сам преподаю и стараюсь вдохновлять своих учеников, каждый раз радуясь их успехам.
– Как вы считаете, в чем заключается роль режиссера в современном кинематографе?
Человек, который впервые попадает на съемочную площадку, вероятно, не сразу поймет, чем вообще занят режиссер. Однако без него ничего не получится. С одной стороны, можно сказать, что режиссер берется за сценарий и доводит его до стадии кинопроката. С другой стороны, режиссер собирает съемочную группу, актерский ансамбль и формулирует задачи каждому участнику. Режиссеру не обязательно разбираться в осветительных приборах, нотной грамоте, актерских навыках, продюсерских договоренностях или аспектах маркетинга, но он обязательно должен знать, какой результат хочет получить от каждого специалиста и всех вместе.
Режиссера можно сравнить с дирижером, однако и дирижер для режиссера – это исполнитель, реализующий общий режиссерский замысел через работу композитора. Таким образом, от режиссера, его качеств, опыта, ответственности и требовательности зависит результат – будь то фильм, телепрограмма, музыкальный клип или даже вертикальный сниппет.
– Какие изменения в кинопроизводстве и распространении фильмов вы наблюдаете за последние годы?
Последние годы, особенно в период пандемии и постпандемии, сильно изменили привычки зрителей. Сначала люди стали реже посещать кинотеатры, затем частично потеряли интерес к репертуарной программе, постепенно заменив ее домашними просмотрами. Активно развивались онлайн-кинотеатры и видео платформы, появилось много интересных отечественных IT-разработок в этой сфере. В целом можно сказать, что скорость жизни, обмена информацией и получения услуг настолько возросла, что для современного зрителя стали более предпочтительными короткие вертикальные формы. Это действительно увлекательно с точки зрения зрителя – емко и соответствует интересам целевой аудитории. Конечно, большинство зрителей не пойдут пересматривать великие классические фильмы, вроде шедевров Федерико Феллини или Андрея Тарковского, просто из-за привычки к высокоскоростному восприятию информации, в том числе визуальной. Однако я замечаю, что в некоторых кинотеатрах появились специальные репертуарные блоки арт-кино, фестивального кино, фильмов на языке оригинала, показы с последующим обсуждением – это говорит о том, что для людей, разбирающихся в тонкостях кинематографа, тоже открыто много контента.
Сегодня в кинотеатрах в основном показывают комедии, хорроры, сказки и, конечно, блокбастеры – «фильмы-события». Телевидение предлагает множество жанров оригинального контента на любой вкус и предпочтение. Онлайн-платформы уверенно заняли свою нишу и активно пополняют бэк-каталоги.
– Какие советы вы бы дали молодым режиссерам, которые только начинают свой путь?
Фильм, клип, рекламный ролик или даже reels – это высказывание, которое режиссер хочет донести до своего зрителя, используя весь арсенал художественных приемов, которыми он владеет.
Для режиссера не столь важно углубленно знать, как устроена кинокамера или кинопроектор; важно уметь работать с историями, людьми, характерами, смыслами. Создавать уникальное, неповторимое ощущение от сочетания событий, действий, пространств, обстоятельств – так, чтобы зритель в нужный момент испытал нужные эмоции, чтобы он смотрел произведение, не отрывая взгляда, пересматривал его, возвращался к нему мысленно, хотел поделиться впечатлениями!
Младшим коллегам, как режиссер с педагогическим опытом, советую не останавливаться в учебе! Я с пиететом отношусь к своим учителям, моему мастеру Максиму Юрьевичу Иванникову и каждому педагогу, чьи имена широко известны в мире кинематографа, кто делился бесценным опытом и вдохновлял меня на открытия. Я считаю, что предела совершенству в профессиях экранных искусств не существует! Насмотренность и начитанность нужно накапливать ежедневно. Разрабатывайте собственные проекты – от самых простых до самых невероятных, снимайте, показывайте, принимайте критику, не бойтесь ошибаться! Живите своим делом, как говорил Михаил Ильич Ромм: «Режиссура – это не профессия, это образ жизни».